МБОУ "Школа №160"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №160" г. Нижнего Новгорода
  • (831) 258-12-03
  • s160_nn@mail.52gov.ru

Электронный дневник

История образовательной организации

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре…

А наша школа начиналась в 1959 году со стройки. Вокруг несколько пятиэтажек и первый набор…не только первоклассников, но и десятиклассников.    

Школа в 1959 году        
И вот вместе с учителями первые ученики стали готовить школу к открытию. 
Первые ученики школы

Невысохшая краска. Голая земля вокруг… И первый сбор коллектива – молодых и талантливых учителей с горящими глазами. Семья единомышленников и профессионалов стояла у истоков нашей школы: Васина Г.Н., Гладкова А.П., Луничева Н.И., Чертополохова И.А., Кроткова Л.А., Постнова Н.М., Наумова В.С. и многие другие. Во главе этого коллектива стоял Трубе Евгений Людвигович. Это был «мотор» школы, её ум и честь; с ним не всегда было просто, он был очень требовательный, суровый, но справедливый педагог и человек. Подобно Игорю Моисееву, создавшему свой ансамбль танца народов мира, Евгений Людвигович формировал коллектив учителей, заботился о профессиональном и духовном развитии каждого педагога. 

Трубе Евгений Людвигович. Открытие школы

1 сентября 1959 года школа встречает своих первых учеников. Все сверкает чистотой, все кабинеты и коридоры светлые, просторные. Учителя биологии, Чертополохова И.А. (Отличник народного Просвещения) и Наумова В.С., начинают благоустройство пришкольной территории, привлекая к этому старшеклассников, которые привозят саженцы деревьев, помогают в подготовке земли… Так на школьном дворе появляется аллея первых учеников. В то время это были тонкие, хрупкие прутики, а сейчас это огромные деревья, давно переросшие четырехэтажное здание нашей школы. И те первые ученики, а ныне седовласые мужчины и женщины, с удовольствие находят свои деревья, разговаривают с ними и вспоминают  прекрасные годы юности

Евгений Людвигович, к сожалению, рано ушел из жизни, и в течение последующих двух лет школу возглавлял Баженов. При нем школа увеличилась численно, в ней уже обучалось более полутора тысяч учащихся, также пришли и новые учителя.

Михеев Евгений Сергеевич

В 1971 году школу возглавил Михеев Евгений Сергеевич. Историк, художник, интеллигент. Он никогда не повышал голос, пытался по-доброму решить любой вопрос. А еще Евгений Сергеевич прекрасно рисовал и вместе с учащимися старших классов оформил несколько кабинетов школы, эта работы была замечена: в течение ряда лет предметные кабинеты истории и биологии занимали первые места не только в районе, но и в городе.

В 70-е годы в школу пришел молодой, энергичный учитель физической культуры – Хрыков Марк Степанович. Были созданы сильнейшие волейбольная и баскетбольная команды, которые защищали честь школы и района в городе и области.

С 1974 года в школе стал набираться класс автодела, было оборудовано 3 специальных кабинета, и построен гараж. Теорию преподавал Ястребов М.А., а практику вел Каримов Ю.З.. Эта специализация привлекла в школу много молодых людей, которые вместе с аттестатом получали водительские права. А руководил школой в этот период, то есть с 1973 года, Овчинников Александр Григорьевич. Очень спокойный, уравновешенный человек. До прихода в нашу школу он занимал высокие посты в системе образования области, города, Ленинского района. И открытие специальности «Автодело» - его заслуга. Александр Григорьевич был участником Великой Отечественной войны, и именно при нем на совершенно новый уровень поднялось военно-патриотическое воспитание.

Музей боевой славы героя СССР
разведчика Николая Кузнецова.

Был создан Музей боевой славы героя СССР разведчика Николая Кузнецова. Кроме оформления музея, во всех классах знакомились с воспоминаниями его однополчан, в частности с известной книгой командира партизанского отряда Петра Вершигоры. Был создан поисковый отряд под руководством Александра Горанина, который в период летних каникул отправлялся по местам боевой славы Николая Кузнецова собирать свидетельства очевидцев, затем в течение учебного года ученики оформляли наглядный материал, выступали в классах, проводили экскурсии. Таким образом, постоянно пополнялись материалы Музея, а попасть в поисковый отряд считалось большой честью, и ребята в течение года боролись за это право.

В 1985-1986 гг. был создан домашний музей боевой славы 3-ей танковой армии. Помогали создавать этот музей ученики нашей школы под руководством пионервожатой Ирины Кашициной, а существовал этот музей на квартире большого друга нашей школы, Лейкиной Вилены Григорьевны.

Федулов Владимир Николаевич

Апрель 1980 года. На смену Овчинникову Александру Григорьевичу  приходит учитель математики, завуч Федулов Владимир Николаевич. Ему было всего 33 года. Это был удивительный человек: мягкий, скромный, порядочный. Двери его кабинета были распахнуты и для учителей, и для учеников, и для родителей. Старшеклассники приходили к нему сыграть в шахматы, решить интересную задачу, поделиться своими успехами. Учителя приходили за советом и поддержкой. Удивительно, но в школе, где было более 1000 учащихся, Владимир Николаевич знал каждого по имени. Среди коллектива считалось хорошим тоном много читать, обсуждать злободневные газетные статьи.  А в каникулы педагогам предоставлялись дни повышения культурного уровня для чтения книг, похода в театр. Завучи, Ломонова С.П. и Варавина Т.К., интересовались у каждого учителя о том, что тот успел почитать или посмотреть.

Уже много лет нет с нами Федулова Владимира Николаевича, но на каждой встрече выпускников его вспоминают с любовью, почтением и уважением, а также посвятили ему несколько строк:

…когда на сердце тяжесть и холодно в груди,

К ступенькам нашей школы, к Федулову приди…

В каждой школе общий климат определяется выдающимися личностями, в нашей школе было много таких учителей, одна из них –  Кроткова Людмила Александровна, учитель иностранного языка, Отличник народного Просвещения, заслуженный учитель России, в 1978 году создала Клуб интернациональной дружбы (КИД). Идеи интернациональной дружбы поглотили буквально всех учащихся.  Совет КИДа организовывал общешкольные фестивали «15 республик – 15 сестер», игры – путешествия по странам Европы, участвовал в гуманитарных акциях в поддержку жителей Африки, свергнутого президента Чили Сальвадоре Альенде и т.д. Клуб работал в течение 10 лет, и высшим признанием его работы стала медаль Советского общества борьбы за мир «За огромную интернациональную работу».

В 1971 году начал работать школьный радиоузел, под руководством Ломоновой Светланы Петровны была создана редакционная коллегия. Сначала это были небольшие информационные передачи, физкультминутки, но постепенно радио занимало всё большее место в жизни школы, появились новые рубрики, среди ребят считалось почетным получить право выступления на радио.

В 1984 году учитель русского языка и литературы, Шувалова Т.С., создала «Академию искусств», в которой работали несколько секций: драматическая, поэтическая, художественная. Ребята ставили спектакли, готовили оформление, выезжали в подшефные школы.

В 90-е годы наступило непростое время для страны и всей системы образования. Особенно события начала 90-х отразились на воспитательной работе школы. И в этот сложный период воспитательной работой нашей школы занималась Лобанова Анна Яковлевна, учитель истории, Отличник народного Просвещения.

Под руководством Романовой Татьяны Александровны был создан школьный кукольный театр «Солнышко». В течение 10 лет учащиеся школы участвовали в работе театра: готовили спектакли для детских садов района, занимались организацией школьных праздников. Театр не раз занимал призовые места на конкурсах разного уровня.

В 90-е годы иное развитие получило военно-патриотическое воспитание: в школе был создан клуб «Беркут» (руководитель Муравьев Владимир). Вечерами в спортзале школы ежедневно, в том числе и по субботам, проводились занятия членов клуба. Один – два раза в месяц, по воскресеньям проходили соревнования, а еще были смотры строя и песни, и прыжки с парашютом в городе Богородске. К 23 февраля и 9 мая готовились военно-спортивные и инсценированные вечера в актовом зале школы. В мае стояли в почетном карауле у «Вечного огня» в Нижегородском кремле. А летом – туристические походы.

Лебедев Михаил Евгеньевич

В 2001 году школу возглавил Лебедев Михаил Евгеньевич. Молодой, открытый, полный идей и проектов педагог и руководитель, продолжатель учительской династии Лебедевых (Юрасовых).

«Как, наверное, в любой династии, в нашей семье есть традиция:  собираться в родительском доме. Приезжали родственники и друзья, в основном  учителя, которые рассказывали о своей работе, делились новостями. Получался большой семейный педсовет, в центре которого была Школа.  Говорить о работе во время отдыха  для нас - дело привычное.

Когда  родственники посвятили себя учительской профессии, поневоле начинаешь интересоваться секретами педагогики. Интересно наблюдать за взрослением детей, за тем, как меняются в лучшую сторону их взгляды на окружающую действительность под воздействием твоего личного влияния.

Свою педагогическую деятельность мы стараемся строить, ориентируясь на все самое лучшее в российской педагогической традиции, постоянно ведем поиск новых педагогических приемов, находок.  

В нашем доме всегда была Книга. Многие издания передаются из поколения в поколение.

И, конечно же,  учитель должен видеть Мир. Поэтому мы всегда ездили и путешествовали по России и по миру».

Михаил Евгеньевич, сохранив существующие традиции, создал настоящую школу XXI века. 

В начале 2000х годов (страна находилась в тяжелейших социально-экономических условиях) коллектив озадачился поиском учебно-воспитательной модели  школы.  Неоценимую помощь оказало сотрудничество с Нижегородским Региональным центром образовательных технологий. Центр обучил группу учителей активным педагогическим технологиям, таким как: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Образ и мысль», «Дебаты». Они стали замечательным подспорьем в работе педагогов и основой работы творческих мастерских на целое десятилетие.

В 2003 году НРЦОТ организовал пилотный проект на базе школы «Модель педагогической деятельности по предотвращению школьного насилия». Затем последовало участие школы в региональных проектах «Школьник и право», «Город - Школа». В течение нескольких лет школа сотрудничала  со Шведским центром. Традиционными стали встречи с американскими, шведскими учителями, студентами и школьниками, во время которых наши ученики знакомились с историей и культурой этих стран и народов, находили различия и сходство.

Приобретенные знания и опыт позволили начать формирование воспитательной системы, направленной на формирование толерантного пространства, «Школа толерантности». Мы, педагоги школы, были уверены: если толерантность станет нормой во взаимоотношениях  детей на протяжении учебы в школе, то  она станет естественной и во взрослой жизни.

Желание найти единомышленников привело нас к Международному движению «Красивая школа». (Красивая школа – это школа нового поколения, где уютно живется и детям и учителям, где с уважением относятся к каждому ребенку, где ценятся знания и творчество, где бережно относятся к школьному имуществу и делают свою школу более уютной и красивой).  В 2003 году наша школа стала членом  этого движения. В 2004 году на международной конференции «Современные модели красивых школ» проект «Школа толерантности» получил диплом 1 степени. Он и лег в основу воспитательной системы школы.

Особое место в истории нашей школы занял летний профильный лагерь социальной адаптации личности «ДОЛИНА» («Демократическая Организация Лучших Интеллектуалов и Настоящих Активистов»), созданный в 2002 году. Это была школа актива, целью которой было формирование коммуникативных навыков, толерантности, выявление и развитие творческого потенциала и лидерских качеств учащихся, интеллектуальное развитие.

Создание лагеря позволило нам начать организацию школьного самоуправления. В начале 2003-2004 учебного года были проведены выборы президента школы и сформированы органы ученического самоуправления

В 2003 году проект лагеря «ДОЛИНА», авторами которого стали Котельникова О.Н. и Демина М.В., на Международной конференции «Современные модели красивых школ» получил диплом 2 степени, а в 2004 году лагерь был признан одним из лучшим среди профильных лагерей области.

В 2011 году все школы России перешли на стандарты второго поколения. В нашей школе еще в 2003 году сложилась система подготовки кадров к постепенному переходу от знаниевой к деятельностно-компетентностной модели обучения.  В ее основу была положена работа над единой методической темой:

  • 2003 - 2008 годы -  «Формирование ключевых компетенций ученика и учителя на основе использования методов практико-ориентированного   обучения»;
  • с 2009 года - «Совершенствование качества образования через деятельностно-компетентностный подход в образовании».

С 2003 года педагоги имели возможность обучаться новым технологиям в творческих мастерских, а с 2005 года традиционными стали школьные научно-практические конференции «Педагогическая изюминка», на которых учителя выступают с мастер-классами, демонстрируют результаты своей деятельности, делятся успехами, находками и трудностями.

Ежегодно педагоги школы участвуют в различных конкурсах педагогического мастерства: В конкурсе «Учитель года» Горбунова Н.М. стала победителем в 2003 году, Борякова И.А. – призером в 2011 году. В 2007 году Борякова  И.А., а в 2013 году Семерикова Л. В. заняли призовые места в в районном конкурсе «Классный классный».

Победителями Приоритетного Национального Проекта «Образование» стали: Ольховникова Е.М. (2008 год – гранд Президента) и Котельникова О.Н. (2008, 2009 годы – гранды губернатора).

Педагоги школы принимают участие в экспериментальной работе. С 2006 по 2009 годы в школе работала Городская экспериментальная площадка по проектному методу, с 2010 по 2012 годы -  Областная площадка (НИРО) «Формирование педагогической культуры родителей как условие формирования гражданской идентичности младших школьников», в 2013 – 2014 году - Областная площадка (НИРО) «Формирование речевой идентичности младших школьников».

По инициативе директора школы Лебедева М.Е., с 2001 года в школе выпускается газета «Аллея детства», на страницах которой отражена вся школьная жизнь. В 2009 году газета «Аллея детства» заняла 2 место в V Городском конкурсе редакций печатных газет образовательных учреждений.

(фото 19) В 2008 году наша школа влилась в международное движение «Добрые Дети Мира». (фото 20) Это движение можно по праву назвать единственным детским движением, призванным нести добро и милосердие. Его идеи призваны направить каждого ребенка на благородный путь толерантности, сочувствия, сострадания, желания творить добрые дела. Учащиеся и педагоги школы участвовали во Всероссийском Фестивале Добрых Дел, девиз которого: «Сделаем мир добрее!». Стало традицией проведение декады Толерантности в ноябре, участие в различных благотворительных акциях и многое другое. (фото 21,22,23) За организацию работы в рамках указанного движения школа была награждена дипломами в номинации «Национальное Достояние России - 2010» «за вклад в развитие российского образования, проведение просветительских и гуманитарных проектов, направленных на гармоничное воспитание подрастающего поколения, формирование будущего России на основе высоких нравственных ценностей». (фото 5) А директор, Лебедев Михаил Евгеньевич, стал членом-корреспондентом Международной Академии общественных наук.

В завершении хочется сказать о том, о чем знают все педагоги, учащиеся нашей школы и их родители: внутри школьного здания из серого кирпича на улице адмирала Нахимова особая, домашняя атмосфера. Здесь все знают друг друга и стараются уважительно относиться друг к другу. Выпускники возвращаются уже в качестве учителей (Мазуревич С.А., Волчкова С.Е., Варавина Т.К., Тужилкина Р.А., Борякова И.А. Анисимова Е. Н.) И все мы уверены в том, что у нашей школы, как у живого организма,  есть своя, неповторимая душа

Конечно же, особое спасибо хочется сказать учителям, которые посвятили работе в школе всю свою жизнь: Васина Г. Н., Русакова Н.М., Наумова В.С., Ржевкина В.К., Колобова Е.Д., Волунова Э.З., Молева Т.Д., Жук Г.А., Чертополохова И.А., Варавина Т.К., Ломонова С.П., Горбачева Н.А., Постнова Н.М., Воронкова Р.З., Шалыминова В.М., Клопова Г.И., Кроткова Л.А., Шамулина Т.А., Луничева Н.И., Лобанова А.Я., Лебедева Л.Н., Шувалова Т.С., Мамаева Е.С., Фролова Г.И., Семенова В.И., Хрыков М.С., Чернозубова В.И., Тишагина В.Ф., Епифанов Н.И., Мазуревич С.А., Ефимкина Т.Н., Котельникова ОН., Жарчикова Н.П., Демина М.В., Букина О.Г., Архипова М.Д., Горбунова Н.М., Волчкова С.Е., Евтюшкин О.В.